Судовые двигатели от WEICHAI: готовое решение, проверенное по всему миру

Автор: Отдел продаж

ООО «Завод газовых машин» стал официальным партнером WEICHAI по поставке судовых двигателей

С 2022 года Завод газовых машин предлагает клиентам газопоршневые установки (ГПУ) для автономной генерации электроэнергии на базе линейки промышленных двигателей Baudouin Moteurs (производства компании WEICHAI). Теперь ООО «ЗГМ» является также официальным партнером производителя и по поставке судовых двигателей. О перспективах данного направления рассказывает Владимир Жуков, генеральный директор ООО «ЗГМ».

- Почему компания, известная на рынке, прежде всего, производством энергокомплексов для автономной генерации, обратилась к тематике судовых двигателей?

- Тема судостроения и комплектующих для их производства не теряет своей актуальности с начала 2000х годов. Во-первых, практически выработан ресурс тех судов, которые эксплуатировались с советского периода (срок эксплуатации 25 лет и дольше). Во-вторых, постепенно с 2014 года, в связи  с нарастанием санкционного давления, стали практически недоступны не только двигатели большинства западных производителей, но и комплектующие, которые использовались несколькими отечественными заводами при производстве судовых двигателей, а также в ремонте и обслуживании тех судов, которые оснащены моторами иностранного производства. Если верить экспертам, к началу 2022 г. доля импорта судового комплектующего оборудования в гражданском судостроении в среднем составляла около 70%. Поэтому судовые двигатели востребованы здесь и сейчас, другой вопрос, каким образом будет покрываться этот дефицит.

- Дефицит судовых моторов логичнее покрывать за счет развития отечественного двигателестроения, в рамках программы импортозамещения. И на этом направлении правительством разработан ряд мер поддержки. Почему Вы все-таки приняли решение о поставках двигателей китайского производителя?

- Да, действительно, правительством разработано и принято множество документов, призванных дать развитие и толчок отечественному судостроению. Так, в Стратегии развития судостроительной отрасли до 2035 года ситуация с двигателями, особенно для крупных судов, признается критической. В Стратегии потребности внутреннего рынка оценены в 250 морских транспортных судов, более 1,5 тыс. транспортных судов «река-море», 1,6 тыс. рыбопромысловых судов, более 250 единиц морской техники вспомогательного и технического флотов, 90 научно-исследовательских судов, 24 ледокола, а также около 150 судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений. И все они требуют оснащения соответствующими двигателями. Также разработан «План мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли до 2024 года», который утвержден приказом Минпромторга России № 2916 от 2 августа 2021 г. В России уже действует госпрограмма гражданского судостроения до 2030 года, и объем средств на нее может достигнуть 477 млрд рублей.
Но решение об импортозамещении не всегда означает серийный выпуск обкатанных изделий, это всего лишь вектор, толчок и констатация проблемы, которую хотелось бы решить. Импортозамещение в части двигателестроения пока что остается сложной задачей - разрабатывать новые двигатели в нынешних условиях долго, сложно и дорого. А в Китае есть готовые и уже проверенные эксплуатацией модели, о которых расскажу подробнее.

- Тем не менее, буквально в апреле 2023 года завод Румо (Нижний Новгород) официально заявил о заводских испытаниях своей новой разработки - среднеоборотного дизельного двигателя внутреннего сгорания мощностью 1200 кВт с торговым обозначением РУМО-535.

- Я ничуть не уменьшаю значение российских разработок. В стране есть несколько очень сильных заводов-производителей, которые шли по пути маринизации основных автомобильных двигателей с советского периода. Например, в категории высокооборотных дизелей мощностного ряда до мегаватта основным поставщиком  всегда был "Ярославский моторный завод" (ЯМЗ), и двигатели ЯМЗ хорошо зарекомендовали себя: судостроители охотно устанавливают их маринизированные версии. Есть также питерские "Винета" и "Кингисеппский машиностроительный завод", "Костромской судомеханический завод" (КСЗ), барнаульский "Алтайский завод дизельных агрегатов" (АЗДА), Волжский дизель имени Маминых (Саратовская область, Балаково), Морские пропульсивные системы (Ленобласть), а также упомянутый Румо. Но чтобы говорить о полностью отечественном производстве и покрытии дефицита важны: серийность производства и объемы, локализация всех комплектующих, гарантированный заказ, сервис с широкой региональной сетью (желательно и в странах хотя бы ближнего зарубежья). Только в таком случае мы можем утверждать, что есть отечественное производство судовых двигателей с конкурентной стоимостью по сравнению с китайскими производителями.

- Каковы критерии при выборе судовых двигателей? Кроме доступности по цене?

- При выборе один из ключевых показателей - ресурс работы. И здесь преимущество у среднеоборотных двигателей по сравнению с высокооборотными. Последние же предпочтительнее устанавливать на катерах и скоростном флоте. И при всем осторожном отношении к китайским производителям, российские специалисты и конечные потребители признают, что по критерию «ресурс» китайские двигатели превосходят российские.
Второй немаловажный критерий - удобство обслуживания и ремонта, в том числе доступность запасных частей и расходников. И здесь речь идет о возможности в любой точке маршрута зайти в ближайший порт и заменить необходимую запчасть или получить услуги по гарантийному сервисному обслуживанию.
Конкурентная цена. И, наконец, топливо, на котором будет работать двигатель. В 2020 году Морская Международная Организация ужесточила правила предельно допустимой нормы содержания серы в мазуте с 3,5% до 0,5% массовой доли. Такие меры направлены на уменьшение количества вредных выбросов в атмосферу. Следовательно, судовладельцам пришлось оснащать свои корабли системой очистки, переводить суда в режим плавания на низкому ходу и осваивать новые тенденции перехода на сжиженный природный газ как более безопасный и экологичный вид топлива по сравнению с дизельным. Дизельная энергетическая установка постепенно уходит в прошлое, на смену ей приходят гибридные судовые энергетические установки и газопоршневые двигатели. Поэтому ближайшее будущее – за двигателями, которые работают в двухтопливном режиме – дизельном и СПГ.

- Расскажите подробнее о судовых двигателях WEICHAI

Китайская корпорация WEICHAI выпускает линейку судовых двигателей (под несколькими брендами – как собственными, так и по лицензии. Weichai обладает двигателями полного спектра мощности. Высокоскоростные двигатели мощностью от 18 кВт до 4000 кВт, среднеоборотные — от 160 кВт до 10 000 кВт, благодаря чему двигатели подходят для оснащения как крупных, так и малых судов. Популярность моделей обеспечивается:
•             высокой мощностью;
•             существенным рабочим ресурсом;
•             топливной экономичностью;
•             возможностью реверсирования;
•             большими межсервисными интервалами и возможностью длительное время работать без капитального ремонта;
•             простотой обслуживания и эксплуатации.
Практически все двигатели оснащены системой контроля, которая сигнализирует или автоматически прекращает их работу в тех ситуациях, когда превышены установленные параметры давления, скорости или температуры.
Важно, что опыт компании WEICHAI накапливался в тесном взаимодействии так скажем с лучшими мировыми практиками: в 1980-е года корпорация активно сотрудничала с австрийской  Steyr, а на рубеже веков началось производство двигателей серии 226В с немецкой Deutz. Именно благодаря такому опыту и длительному сотрудничеству Weichai сегодня разрабатывает двигатели самостоятельно, и для этого созданы 10  исследовательских центров и  работают 30 тысяч инженеров в шести странах мира. Например, линейка WH20 и WH28 — среднеоборотные платформы с новейшей технологией, разработанной Weichai совместно с немецкой компанией FEW. Мощность одного цилиндра двигателя WH20 составляет более 220 кВт, это очень легкий двигатель, он полностью соответствует по своему уровню продукции мирового класса.
По объем продаж WEICHAI занимает на рынке Китая первое место, производя более 14 000 судовых двигателей, 30% из них идут для зарубежных рынков. Продукция обладает практически всеми сертификатами СТО регистров, входящих в МАКО.

 Подводя итог, отмечу, что за нашим решением о партнерстве с Weichai в части реализации не только промышленных, но и судовых двигателей ключевую роль играет именно серийность производства. Двигателям, производимым небольшими партиями в режиме ручной сборки, невозможно конкурировать с двигателями, производящимися тысячами. Поэтому в краткосрочной перспективе особой альтернативы для использования двигателей китайского производителя у нас нет. Но верим в то, что совместными усилиями правительства и отечественных производителей в среднесрочной перспективе мы получим достойные, недорогие и серийные модели судовых двигателей полностью отечественного производства.

 

Ваши данные отправлены

Спасибо за обращение!
Форма обратной связи

Нажимая на кнопку "Отправить" Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных"

Дизельные и газопоршневые электростанцииУзнай подробности прямо сейчасПо телефону Задайте вопрос в онлайн-чате или по почте market@gmenergo.ru
Все права зарегистрированы © ООО "Завод газовых машин" 2008-2024 г.